В Москве



Я против смертной казни, я за каторгу. Но человек слаб, и я бы ее убил при задержании. Есть неприятные и аморальные вещи, которые кто-то должен делать.

Сигарета-сигарета, ты одна все понимаешь..

Ну вот примерно год, как я полностью перешел на электронку, оставив из живого табака только сигару раз в месяц, а то и реже.
Долго метался, пробовал разные модели бульбуляторов, заправляя их не менее разными видами ароматизаторов. Пришел к Billow v2, который устраивает меня абсолютно по всем показателям, и капелловской клубнике и гуаве. С добавками ментола, разумеется.
По деньгам - существенные плюсы.
Счетчик показывает, что не выкурил я папирос на две с лишним тысячи евро по нашим ценам, а электронка мне обходится где-то в 17 евро в месяц - причем, парю я ее дома фактически постоянно.
Про дыхание вообще говорить не буду, поскольку все положительное произошло давно, и теперь воспринимается как данность.

По итогам, хочется по-американски спросить - А эта штука вообще легальна ?

Пилим в линию

Дисклеймер.
Казалось бы, нахрена сдался скилл пиления в линию, когда есть торцовки, ручные циркулярки с направляющими и круглопильные станки ?
Поясню.
Когда у тебя цех, где есть здоровенный форматно-раскроечный станок, который рубит 7-9см дерева, или стационарно стоящая торцовка с способностью прорезать 9 сантиметров на ширине в 30... то, вероятно, умением пилить руками можно и не заморачиваться.
У меня торцовка куда скромнее, и для каждого распила мне надо выставлять ее на верстак, и крепить направляющие - поэтому делаю я это только для большого количества одинаковых по длине деталей. Иначе нет смысла огород городить.
Круглопильный станочек у меня маленький, да и ленточка подкачала - тем более, с ленточкой есть нюансы - торцевание она делает только с дополнительными приспособами, и после ленточки, все равно надо обрабатывать стык - хотя у меня она и оттюнена, и на выходе геометрия не страдает. Страдает именно качество поверхности, назвать которое чистовым - сложно. А моя циркулярка с направляющей пилит максимум 5 сантиметров толщины, и, будем откровенны, направляющую не везде можно удачно и точно закрепить. Можно, конечно, купить другую циркулярку - ну, это если некуда шестьсот баков ввалить.
Поэтому чаще всего мне быстрее отпилить руками - да и как бы значительно тише получается. Ну, и разлета опилок нет.

Собственно, о пилении руками. Те, кто думает, что это - просто, могут попробовать на досуге. Уверен, какое-то время после эксперимента отважный экспериментатор будет разговаривать исключительно матом. У меня пилить в линию не получалось достаточно долго - я даже научился затачивать пилы, а пилить - хрена там. Пробовал и европейскими, и японскими - результат был печальным, увод из квадрата под сантиметр - только так. Но, путем длительных мучений, пилить в линию я все же научился, и составляющие успеха не особо сложные (конечнА, нужна определенная практика).

1) Стойка (stance) и расположение материала. Стоять к линии пиления нужно так, что бы в процессе не уводило плечо. То есть, пилим, двигая лапкой строго в одной плоскости - как бицу качаем. Для этого, кстати, и дощечка должна быть надежно закреплена на правильной высоте. Какая правильная ? Вот сгибаешь руку в локте - высота кисти - высота начала пропила. Так же - дощечка не должна выгибаться, дрожать и рефлексировать - иначе рез будет уводить, да и на качестве скажется.

2) Пила. Рез проще контролировать на японских пилах - и сам рез чище и тоньше как правило. Но точить японцев несколько сложнее - точнее говоря, разводить - они, как правило, минимум 16 tpi и выше, а для разводки служит спецмолоток и спецнаковальня - это тебе не просто эклипсом прожать. So, it's up to you. Нормально пилить можно и европейскими пилами, да и нормальные б/ушные европейские пилы существенно дешевле - свои шесть штук разных диссонов я купил баков за десять скопом. Японцы стоят где-то от $70 и выше - в зависимости от понтов мастера. Есть - и их большинство - японцы со сменными лезвиями. Они - тоже хорошие, а для новичка - может, даже лучший вариант. Но я предпочитаю инструменты, которых мне гарантированно хватит до конца жизни, чего о таких пилах не скажешь.

3) Разметка. Разметка включает в себя обязательный knife-wall в начале пропила и желательный - по сторонам. И оный knife-wall на старте пропила должен быть заглублен стамеской - это дает нормальное позиционирование пилы, А метки - или knife-wall - по сторонам служат для корректировки распила в процессе и для уровня в последующем обстругивании.

4) Опционально - обработка торца торцовочным рубанком (если наносить knife-wall на стороны пропила - будет куда четче видно, где и сколько снять рубанком, к слову). Для японских пил и для некоторых европейских это, как правило, не нужно, если геометрия не нарушена - пропил достаточно чистый. Тем не менее, если есть смещение в рамках нескольких миллиметров, то торцовочный рубанок это решит. Единственный момент - он должен быть отлично заточен и перед строганием торца - оный торец надо обработать спиртом. Показатель качества строгания торцовочным рубанком - стружка. Не пыль, а стружка на выходе. Касательно марки - у меня есть и веритас, и старый стенли 220 - и оба хороши. Веритас режет лучше, регулируется проще и сам по себе в руке сидит удобнее. Но сильно, сильно дороже и тяжелее. Результат, по факту, одного и второго - сопоставим.

В общем, таким вот образом я смог обработать торец своей верстачной доски - 60 сантиметров на 9 сантиметров толщины. Вариантов других у меня не было, и пришлось учится пилить :)

Заточка

Сначала небольшой дисклеймер, для общего развития - деревообрабатывающие штуки, будь то железки рубаноков, цикли, стружки или стамески - точатся, как правило, дважды в день, или как минимум раз в день - в зависимости от работы и материала. Иногда чаще, никогда реже. Твердость железок не ниже 57 по Роквелу, чаще - выше, вплоть до 65-66. Ну, а теперь - собственно, действие.

Резать я научился ровно в тот момент, в который научился точить железки. А путь этот был трудный и усеянный граблями. Так как к ножеманам я не отношусь, то из точильных штук у меня был только набор от Lansky, который, естественно не подходил к деревообрабатывающим штукам.

Насмотревшись эстетически выверенных роликов на Youtube, я купил три нанивовских камня. Ну что ж, да, я - дебил, и единственно, чем я себя оправдываю - так это тем, что не потратил серьезных денег на всяческие 30.000 гридовые шаптоны.  Поясню подробнее - получить кромку на них можно, проблема в другом - как. Для начала, заточка на водниках означает разведение грязевых ванн - без шуток, говен с них льется немерянно. То есть, точить надо в раковине, или мастерить систему водосбора, вроде той, что у Френка Клауза. Иначе в грязи будет все, включая колени. Далее, водники при заточке твердых сталей крайне быстро уходят из плоскости - а значит, берем керамику или алмаз - и снова потоки говен на колени, стол и все остальное в процессе выведения новой плоскости.  Плюс к этому, точил я с помощью направляющей, так что в говнах была еще и она.

Потом, замучавшись с постоянной грязью, я решил попробовать наждачную бумагу и толстое стекло - денег это больших не требовало. Тут дело пошло уже лучше, говен заметно убавилось. Минус же этого способа в другом - бумаги надо немерянно, поскольку слой абразива там тоненький и резать он перестает буквально сразу же. То есть, на круг выходило едва ли не дороже, чем водные камни. И, опять же, подготовка к "ща буду точить" отнимала время - надо было достать стекло, пачку наждака разных гридов, притянуть скобами наждак к стеклу, а стекло - к верстаку (и верстак еще освободить, замечу). Побрызгать вд-шкой. Сделать пятьдесять движений. Повторить. Сменить грид. Повторить. В общем, процесс достаточно муторный, и опять же, по хорошему требует отдельного стола, подготовленного именно для заточки.

И вот только потом я обрел дзен, выйдя из колеса Сансары. Я купил двусторонний алмазный камень от DMT и одновременно с этим научился выдерживать угол заточки без использования направляющей. Теперь весь процесс выглядит так - вытаскиваем камень, 20 секунд на 600 гриде, переворот, 10 секунд на 1200, убираем камень, достаем строп, 10 секунд на 3 микронном притире, 10 на 0.3. Все. Бритва. В рамках одной минуты и без разведения китайских церемоний. Весь точильный прибор стоит прямо под верстачной доской, места фактически не занимает, а скорость получения нужной кромки подталкивает к тому, что точишь сразу, как только слегка ухудшается рез.

Единственно, что бы поменял - двусторонний на три разных 8" камня - что бы на одну доску врезать и не заниматься переворачиванием, но это стоит 300 евро, а пока и двусторонний отлично работает.

Пользуясь случаем - продам японские водные камни, мало б/у :)

Хорошие книжки

Только что дочитал последнюю книгу Джеймса Кренова, The Impractical Cabinetmaker. Хочу сказать, что его три книги - они не только и не столько о мебели и прочем, сколько о мастерстве вообще, о том, как из ремесла выходит искусство. Как предмет, с которым мы работаем, и наши методы работы меняют нас самих. О путях, которые мы выбираем, и о том, почему мы их выбираем.
Полное ощущение, что поговорил с умным и пожившим мужиком.
Впечатлен, не ожидал такого. Ни одна книга за последние лет пятнадцать такого со мной не делала. 

История повторяется

С рубанками у меня, в общем, получилось так же, как и с оружием.
Сперва покупаем все, до чего можем дотянутся, потом со скорбью осознаем, что все задачи можно решить тремя моделями. Есть совершеннее, есть красивее, есть дороже - но результат будет тот же самый. И как в оружии, где я пришел к LRS2/PoF .308/Steyr A1L - так и в рубанках я пришел к Stanley 4, 6, 62 1920х годов. Остальное, как водится, пойдет на украшение man cave.
Хорошо хоть рубанки ощутимо дешевле читаки.

О столярке и цивилизации атлантов

Я около трех месяцев занимаюсь на досуге столяркой, причем методами и инструментами не моложе года этак 1920го - на это есть свои причины. Например, меня больше интересует наработка навыков, чем изготовление табуретки.

Так вот, можно плюнуть в лицо тем, кто говорит о каких-то нечеловеческих технологиях строителей мегалитов, вроде пирамид. Мол, невозможно ручными инструментами получить такие плоскости.
Ребята, ручными инструментами можно получить все, что угодно. Тем паче, плоскостей с расхождением в тысячные там нет. На дереве я руками, примитивным деревянным рубанком, получаю две перпендикулярные плоскости, без видимых глазом расхождений по углу или плоскостности через два месяца с момента, как впервые взял этот рубанок в руки.
А мастера традиционного общества, как правило, занимались своим ремеслом всю жизнь (сейчас это можно наблюдать на примере некоторых японских мастеров-кузнецов, когда ребенок начинает обучение в пять лет, а имя свое на лезвие ему разрешают ставить в сорок).

Проза жизни

Навеяно комментариями в одном жж, и почти комментарием и является.
Когда я был юн и наивен - больно хотел стать летчиком. Хотелось, конечно, истребителем - но на крайний случай был согласен и в штурмовую авиацию, да и вообще - абы не техником и дворником. С нежного возраста серьезно занимался спортом, прошел в шестнадцать комиссию в призывном, огласил желание служить в авиации. Ко времени призыва усиленно долбил товарищу (под)полковнику голову на тему летного, и получил ответ "Да отъебись ты уже, призывник. Сиди дома, жди повестки, распределим тебя в летное."
В результате оказалось, что призывников, желающих в летное - дохуя, а мест в летном как бы не так уж много. И желающие заочно поделились на две группы - одни ждали призыва, вторые подружились с военкомом и получили места по квоте.
Призыва я дождался, разумеется, а вот летчиком так и не стал. Проза жизни.
Но не без изюминки. С армейки уже к тому времени пару лет, как прошло, и появился у меня дружище (Жека - физкультпривет !), сперва спарринг-партнер в местечковом ДЮСШ "Двадцать лет без побед", потом по бизнесу появились общие интересы. Батя у Жеки был серьезно болен, рак. Жека этим был здорово озабочен - оттого и запомнилось.
Совсем недавно рак нанес очередной удар, химия не помогла, и отец моего лепшего друга скончался. И тогда, вот именно тогда, я узнал, что это - тот самый военком, который направил меня в свое время ждать повестки.
Ну что тут скажешь ? Иногда судьба выкидывает странные коленца.